Когда заблокируют мессенджеры
Дельфиненок
wllhhh
На днях СМИ узнали о подготовке законопроекта, предполагающего регулирование работы мессенджеров в России. Предполагается, что разработчики будут обязаны заключать договоры с операторами связи и становиться на учет в Роскомнадзоре. Регулятор в случае нарушений закона получит возможность заблокировать работу мессенджера до устранения нарушений.

Теоретически возможно все. Но отличие теории от практики кроется в нюансах. И то, что теоретически сделать легко, на практике реализовать крайне сложно. Легко через суд вынести решение о блокировке Rutracker и объявить, что цель достигнута. На практике же ничего достигнуто не будет. На днях, в преддверии грядущего отключения, в Rutracker провели учения и заявили, что все пользователи умеют обходить ограничения доступа. Подозреваю, что так же будет с мессенджерами. Очень сложно сделать это качественно. У людей, принимающих решения, нет никакого понимания о том, как это в реальности работает. Катастрофически не хватает компетенции. Плюс кого-то запрет напугает, а кого-то, наоборот, привлечет.

Если тезисно:

1. Я не верю, что большинство западных компаний будут соблюдать российское законодательство, поэтому на их пользователей это почти не повлияет. Большинство из них формально не имеют в России представительств, российская аудитория – крайне незначительная часть их общей аудитории. И такой организации, как Роскомнадзор, на мессенджеры влиять достаточно затруднительно.

2. Какие-то мессенджеры найдут себе формальных партнеров среди телекоммуникационных компаний, как это предписывает законопроект. Но иллюзия контроля не есть контроль.

3. Провайдеру очень сложно определить, что запрос идет именно от этой программы именно к этому мессенджеру. Это все очень легко обойти. Особенно с учетом того, что коммуникация происходит не в браузере, а в предустановленной программе.

4. Пока не удалось добиться контроля даже с официально запрещенными сайтами. Конечно, большинство провайдеров идет в рамках линии партии, но я по ходу работы бываю в разных офисах и регулярно вижу, что часть мелких провайдеров подобными требованиями просто не заморачиваются.

5. Никто не отменял различные программы для обхода блокировки, такие, например, как VPN. Некоторые браузеры уже делают это автоматически.

6. Легко контролировать избранных, сложно контролировать массы. От того, что кто-то где-то зарегистрировался, контроль автоматически не появляется. Возможность закрыть общение пользователя не мешает ему открыть новый аккаунт. Закрытие мессенджера не мешает перейти в другой, благо их много. Поэтому нарушитель всегда будет впереди контролера.

7. Есть иллюзия, что в Китае и Иране это работает. 95% населения там боятся или просто не нуждаются в подобных сервисах. Но 5% населения там без проблем смотрит и пользуется всем, чем хочет. Это не сложно. В интернете миллионы инструкций о том, как обойти запреты и не попасться. С другой стороны, много людей зарабатывает большие деньги, рассказывая наивным представителям государства, как успешно они с этим борются. Это еле заметно решает проблемы государственных мужей.

8. Драйвером в освоении работы с незаконным контентом является не политическая деятельность, а желание получить доступ к порно или нелегальному (пиратскому) контенту. Чтобы ни рассказывали депутаты, но спрос на это есть у 80% пользователей. Это и есть самая серьезная мотивация для обучения пользователя. И с ней запретами бороться очень тяжело. Если не сказать бесполезно. Давайте запретим секс, а потом посчитаем, сколько людей перестало им заниматься. Так же и тут.

9. Технологии все время совершенствуются. Уже есть мессенджеры, которые передают сообщения не через провайдеров, а от смартфона к смартфону.

10. У Facebook и Google есть планы по глобальному обеспечению интернетом всех в мире через спутники. В этом случае отечественные провайдеры просто не смогут ничего контролировать. Тогда в течение короткого времени это ударит по всем закрытым режимам. Запрещай не запрещай – на результат не повлияет.

У власти есть всего два пути. Сразу понять, что победить невозможно. В СССР так и не смогли побороть массовое слушание западных радиостанций, сколько ни глушили.

Или кричать, запрещать и тратить безумные деньги, создавая новые органы и выпуская новые распоряжения о запретах. И только потом, через пару лет, понять, что победить тут невозможно.
https://slon.ru

Кому нужно чистить историю из поисковиков
Дельфиненок
wllhhh
Компания «Яндекс» считает, что подготовленный в Госдуме законопроект «о праве на забвение» нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации. Об этом говорится в комментарии «Яндекса», поступившем в «Медузу».

Если закон будет принят, указали в «Яндексе», доступ к большому массиву общественно значимой информации может быть затруднен.

В комментарии компании также говорится, что законопроект возлагает на операторов поисковых систем несвойственные им функции госорганов.

«Операторов поисковых систем обязывают самостоятельно определять достоверность информации, размещенной в интернете, законность ее распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности», — подчеркнули в «Яндексе».

При этом, отмечается в комментарии компании, информация останется в интернете и по-прежнему будет распространяться другими способами — например, через соцсети.

В компании Mail.Ru, к которой «Медуза» также обратилась за комментариями, сообщили, что считают преждевременным давать какую-либо оценку законопроекту о «праве на забвение», так как он пока находится на ранних стадиях рассмотрения. «Мы будем следить за развитием ситуации, и рассчитываем на всестороннее и открытое обсуждение», — сообщили в Mail.Ru.

Компания Google также сообщила «Медузе», что пока не готова как-либо комментировать законодательную инициативу «о праве на забвение».

В свою очередь министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в интервью «Известиям» заявил, что пока не видел этот законопроект. «Но если он внесен, значит, избирателей этот вопрос интересует. Законодатели решат, нужно это или нет», — сказал Никифоров.
Законопроект о «праве на забвение», обязывающий интернет-поисковики удалять ссылки на информацию о гражданах по их запросам, 29 мая был внесен на рассмотрение Госдумы депутатами от «Единой России», «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ.
Проект закона предлагает дать гражданам право требовать удаления из интернет-поисковиков не только недостоверной или незаконно распространяемой информации о себе, но и любых сведений о событиях «произошедших или завершившихся не менее трех лет назад», кроме данных об уголовных преступлениях или административных правонарушениях с непогашенной судимостью.
За отказ удалить ссылки по требованию граждан авторы законопроекта предлагают налагать на интернет-поисковики штраф до 100 тысяч рублей. Отказ в удалении ссылок по решению суда в документе предлагается наказывать штрафом в размере до 3 миллионов рублей.
Роскомнадзор в ноябре 2014 года заявлял, что поддерживает появление в российском законодательстве положений, закрепляющих «право на забвение».
https://meduza.io/

Куда снова пропала гречка
Дельфиненок
wllhhh
В России – новый гречневый кризис. С начала ноября гречка подорожала на 27,5%, а за последнюю неделю на 16%. Последний раз подобное наблюдалось в 2010 году: в результате гречка исчезла со многих прилавков, а цены на оставшуюся резко взлетели. То, что происходит с ней сейчас, объяснить способны три версии. Две связаны со сбоем со стороны предложения гречки, и обе они не представляются мне реалистичными, третья – с аномалией со стороны спроса.

Откуда дефицит?

Первое объяснение. Еще до того, как Росстат объявил результаты мониторинга цен за прошедшую неделю, стало известно об ограничениях на продажу гречки в одни руки в нескольких крупных торговых сетях. По их словам, поставщики предупредили их о грядущем росте цен на гречку и ее дефиците в связи с неурожаем на Алтае.

Но такой неурожай не мог бы неожиданно обнаружиться в октябре, он прогнозируем. Обычно о нем известно заранее, и также заранее начинают повышаться цены. Именно так было в 2010-м: уже летом, как только стало известно о засухе и в России и в соседних странах, цены начали корректироваться еще до фактического сбора урожая. Производители поняли повышенную ценность того урожая, который у них остался, и начали назначать на него другую цену. Так что если не появится ясных объяснений того, как именно в октябре мог обнаружиться неурожай, я бы не полагался на эту версию. Напротив, как сообщает Минсельхоз, сейчас в переработке даже больше гречки, чем в аналогичный период прошлого года, и пока нет оснований не доверять этой статистике.

Вторая версия – это сговор на том или ином участке производственно-торговой цепочки. В прошлый кризис в таком сговоре обвиняли в первую очередь компании оптовой и розничной торговли. Но и там и там сговор представляется совершенно неправдоподобным. Проще всего это показать на примере с ритейлерами. Рынок ритейла в России очень раздроблен. Все торговые сети, вместе взятые, занимают лишь 30% российского рынка. Это означает, что по традиционно принятым в международной торговой практике критериям, даже если бы все сети объединились в одну, это не давало бы им возможности определять ситуацию на рынке.

В реальности у нас нет и этих консолидированных 30%, а есть очень много субъектов, которым еще как-то надо договориться, обеспечить, чтобы не было штрейкбрехеров, то есть компаний, которые решают не участвовать в картеле, а нарастить свою долю рынка за счет более низкой цены. Кроме того, за месяцы, предшествующие ноябрю, не было роста цен и у производителей гречки.

Остается третье объяснение, которое касается спроса. Именно оно является наиболее правдоподобным. Люди видят, что их доходы расти перестают, а точнее, падают с учетом роста цен. То есть теоретически выгоднее купить сейчас, чем потом, – это способ сберечь свои деньги. Понятно, что это актуально для относительно бедных людей, для которых покупка еды – это около 40% всех расходов и более. А таких в России примерно треть.

Почему именно гречка?

Конечно, люди скупают не только гречку. Они в принципе покупают больше круп, которые вместе с хлебобулочными изделиями занимают около четверти всех расходов домохозяйств на питание. Крупы из этой большой товарной группы хранятся дольше всего. Так же, как и сахар или консервы. Росстат пока не опубликовал подробные данные о продажах по разным категориям товаров в ноябре, но я уверен, что люди скупают все, что входит в их обычный рацион и может долго храниться. Когда данные выйдут, наверняка мы увидим большой рост по всем крупам. Даже в третьем квартале, с июля по октябрь, их продажи были на 8% выше, чем в третьем квартале прошлого года.

Кстати, гречка – не самая популярная крупа в России. Она вторая по популярности после риса. И я уверен, что продажи риса в последние недели тоже выросли. Гречка просто становится предметом пристального внимания, потому что этот рынок намного более подвижный и уязвимый для такого рода изменений. Если люди будут покупать намного больше риса, то на рынке вряд ли что-то случится. Россия – часть громадного мирового рынка риса, где локальный рост спроса никто даже не заметит. Тут же привезут дополнительные партии риса из Китая или откуда-то еще по той же цене.

А гречка – культура, которую едят в очень немногих странах. Сто лет назад она была очень популярна в Европе и США, но сейчас местные фермеры перешли на более продуктивные культуры, выращивать которые проще и дешевле. Гречка же очень плохо откликается на удобрения и при прочих равных проигрывает. То же самое сейчас происходит и в Китае.

Но в России ее продолжают выращивать из-за устойчивого спроса населения. Россияне ее любят – на гречку приходится 20% потребления всех круп. Дело в том, что в России гречка стала одним из ключевых диетических продуктов, в том числе для пожилых и зачастую небогатых людей (хотя в ней есть крахмал, который не приветствуется в питании диабетиков и при других диетах, но все же это более подходящий источник углеводов, чем, например, сравнимый по цене картофель). А в развитых странах такими продуктами считаются намного более дорогие диетическое мясо и рыба – на них у наших пенсионеров денег нет. Поэтому основное мировое производство гречки сосредоточено в России. Мировой рынок довольно маленький, и рост спроса на гречку некому компенсировать.

Если чему-то здесь и удивляться, то только тому, что в плохие времена россияне не стремятся закупать пшено, которое стоит дешевле гречки. С начала 90-х годов пшеницы никогда не было в списке дефицитных товаров с повышенным спросом. Гречка же попадает в него постоянно.

Кто назначает цены?

Официально никакого ограничения на цены по гречке у нас нет, хотя неформально известно, что на совещаниях у вице-премьеров торговым сетям рекомендуют не повышать цены на товары из так называемого социального перечня товаров, составляющих основу продуктовой корзины. Значение этих неформальных рекомендаций я бы не стал переоценивать: как мы видим сейчас, они все же не помешали торговцам поднять цены на 30% за две с половиной недели.

Гораздо важнее другой механизм. Обычно торговые сети и сами заинтересованы в том, чтобы продавать отдельные товары с маленькой наценкой или даже вовсе в убыток. Здесь есть маленькая хитрость: наше представление о ценах в конкретном магазине формируется на основании не всех цен, а некоторых индикаторов. Обычно ими выступают как раз ходовые товары вроде яиц или молока – те, по которым рост цен был бы особо заметен. Поэтому, чтобы расположить покупателей к своему магазину, торговцы продают их максимально дешево, восполняя потери за счет наценки на другие товары. Есть даже такой термин «лидер убытков» (lossleader). Ведь магазин продает нам не отдельные молоко или гречку, а продуктовую корзину в целом, услугу по заполнению холодильника. Так же, как мобильный оператор не продает нам по отдельности смс, сотовую связь и интернет – мы покупаем все вместе.

Гречка традиционно как раз из таких товаров-индикаторов с минимальной наценкой. Так что магазины и сами не заинтересованы поднимать на нее цены без острой необходимости.

Почему тогда цены скакнули?

Получается, что раньше гречка была дешевым товаром, который продается вкупе с остальными, в качестве бонуса или довеска. Но теперь в магазины приходит много людей, которые хотят купить конкретно гречку, и только гречку. Это становится невыгодным продавцу.

По сути, у ритейлеров есть только два варианта, как на это реагировать: ограничить отпуск гречки в одни руки, чтобы она не исчезла с полок, как сделали «Ашан» и Х5, либо поднять цены. Лишиться гречки на полке – это заведомо проигрышный вариант, потому что человек, который не нашел на полке нужный товар, и все остальное пойдет покупать в другом магазине.

Я думаю, что первыми подняли цены несетевые точки с маленьким ассортиментом, где логика продаж продуктов целой корзиной не работает. И с некоторым запозданием это пришло в торговые сети.

Сколько это продлится?

Теоретически правительство может воспользоваться положением закона «О торговле» и запретить повышать цены на социально значимые товары более чем на 30% в течение месяца (проверено). Но с тех пор как этот закон действует, с начала 2010 года, эта возможность еще ни разу не использовалась, потому что очевидны ее побочные стороны. Искусственное ограничение цен спровоцирует дефицит товара, черный рынок и все то, чего мы стремимся избежать. Потребители потеряют здравый ориентир цены, необходимость ограничить покупки, а у торговцев исчезнет мотив привоза гречки из других стран (если этот товар будет низкодоходным, никто не будет искать новые источники закупок).

Сейчас рассматривается другой вариант – выпуск запасов гречки из Росрезерва. Я думаю, что это хороший вариант, примерно для таких ситуаций он и существует. В 2011 году таким способом был побежден дефицит сахара. Кроме того, правительство может отказаться от своей доли в продажах гречки – от взимаемой им импортной пошлины, а это 10% цены. Но, учитывая, что импорт гречки невелик, это не сильно скажется на ценах.

Ситуация с дефицитом гречки ненамного отличается от того, что происходит на биржах или с курсом доллара: никто не может сказать, сколько крупы нужно, чтобы ажиотаж сошел на нет. В любом случае долго он продлиться не может. Есть предел, сколько килограммов товара люди готовы хранить дома на полке. Его задает и размер полок, и здравый смысл, да и размеры доходов.

http://slon.ru/

?

Log in